Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык ЦЭ
Вариант № 111
1.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых про­ис­хо­дит озвон­че­ние со­глас­ных зву­ков:

1) ак­корд
2) от­го­нять
3) сги­нуть
4) солн­це
5) ба­лов­ство
2.  
i

(1) Бар­бос был не­ве­лик ро­стом, но при­зе­мист и ши­ро­ко­груд. (2) Бла­го­да­ря длин­ной, чуть-чуть вью­щей­ся шер­сти в нём за­ме­ча­лось отдалённое сход­ство с белым пу­де­лем, но толь­ко с пу­де­лем, к ко­то­ро­му ни­ко­гда не при­ка­са­лись ни мыло, ни гре­бень, ни нож­ни­цы. (3) Летом он по­сто­ян­но с го­ло­вы до конца хво­ста бывал уни­зан ко­люч­ка­ми, а осе­нью клоки шер­сти на его ногах, жи­во­те, из­ва­ляв­шись в грязи, пре­вра­ща­лись в сотни ко­рич­не­вых бол­та­ю­щих­ся ста­лак­ти­тов. (4) Уши Бар­бо­са вечно но­си­ли следы «бо­е­вых схва­ток».

(5) Пёс имел весь­ма смут­ные по­ня­тия о праве соб­ствен­но­сти (осо­бен­но если дело ка­са­лось наших съест­ных при­па­сов) и не от­ли­чал­ся ак­ку­рат­но­стью. (6) Этому раз­бой­ни­ку ни­че­го не сто­и­ло стрес­кать в один при­сест по­ло­ви­ну жа­ре­но­го пас­халь­но­го ин­дю­ка, вос­пи­тан­но­го с осо­бен­ной лю­бо­вью и от­корм­лен­но­го од­ни­ми оре­ха­ми, или улечь­ся, толь­ко что вы­ско­чив из гряз­ной лужи, на белое по­кры­ва­ло.

(7) Бар­бос обык­но­вен­но лежал на под­окон­ни­ке рас­кры­то­го окна в позе спя­ще­го льва, уткнув морду между вы­тя­ну­ты­ми пе­ред­ни­ми ла­па­ми. (8) Едва на улице по­ка­зы­ва­лась со­ба­чья фи­гу­ра, он стре­ми­тель­но ска­ты­вал­ся с окош­ка и, как мол­ния, на­сти­гал со­пер­ни­ка. (9) В те­че­ние не­сколь­ких минут среди гу­сто­го стол­ба ко­рич­не­вой пыли ба­рах­та­лись, спле­та­ясь клуб­ком, два со­ба­чьих тела. (10) На­ко­нец Бар­бос одер­жи­вал по­бе­ду. (11) В то время когда враг об­ра­щал­ся в бег­ство, визжа и трус­ли­во огля­ды­ва­ясь назад, Бар­бос с гор­дым видом воз­вра­щал­ся на свой пост на под­окон­ник. (12) Прав­да, ино­гда при этом три­ум­фаль­ном ше­ствии он силь­но при­хра­мы­вал, но, ве­ро­ят­но, тем слаще ка­за­лись ему по­бед­ные лавры.

Най­ди­те в 5-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром все со­глас­ные звуки твёрдые. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

3.  
i

Текст к за­да­ни­ям A17, A18 и В1—В9

(1)  Лю­бовь япон­цев к пре­крас­но­му ко­ре­нит­ся в их любви к при­ро­де. (2)  Нужно хотя бы раз уви­деть ост­ро­ва Япо­нии, чтобы по­нять, по­че­му на­се­ля­ю­щий их народ обо­жеств­ля­ет род­ную при­ро­ду.

(3)  Япо­ния  — это стра­на зелёных гор и мор­ских за­ли­вов, су­мрач­ных вул­ка­ни­че­ских озёр и зер­каль­ных мо­за­ик ри­со­вых полей. (4)  Ланд­шаф­ты Япо­нии со­став­ле(н/нн)ы из мяг­ких тонов, при­глушённых влаж­но­стью воз­ду­ха. (5)  Эту сдер­жан­ную гамму вре­мен­но на­ру­ша­ют лишь какие-ни­будь се­зон­ные крас­ки. (6)  На­при­мер, ве­сен­нее цве­те­ние аза­лий или пла­ме­не­ю­щие к осени ли­стья клёнов.

(7)  Мус­сон­ные ветры и тёплое мор­ское те­че­ние сде­ла­ли Япо­нию стра­ной уди­ви­тель­но­го кли­ма­та, где весна, лето, осень и зима сме­ня­ют друг друга на ред­кость пунк­ту­аль­но. (8)  Япон­цы на­хо­дят ра­дость в том, чтобы под­чи­нять при­род­но­му ка­лен­да­рю ритм своей жизни. (9)  Они ста­ра­ют­ся есть опре­делённую пищу, но­сить опре­делённую одеж­ду, при­да­вать долж­ный облик сво­е­му жи­ли­щу. (10)  Они любят при­уро­чи­вать се­мей­ные тор­же­ства к важ­ным при­род­ным яв­ле­ни­ям: цве­те­нию са­ку­ры или осен­не­му пол­но­лу­нию.

(11) Пред­ме­том вос­хи­ще­ния может быть всё, что служ..т окном в бес­ко­неч­ное раз­но­об­ра­зие мира: тра­вин­ка, на ко­то­рой обос­но­вал­ся куз­не­чик, или при­чуд­ли­во изо­гну­тый ко­рень. (12)  Из­дав­на для япон­цев ха­рак­тер­но стрем­ле­ние жить в со­гла­сии с при­ро­дой.

Най­ди­те в 12-м пред­ло­же­нии тек­ста слово, стро­е­ние ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме: при­став­ка + ко­рень + суф­фикс. За­пи­ши­те это слово.

4.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы.

А.   стро­и­тель

Б.   за­ва­роч­ный

В.   за­стек­лив

Г.   уде­шев­ле­ние

1.   ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

2.   ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

3.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

5.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

Най­ди­те в 7-м пред­ло­же­нии тек­ста слово, стро­е­ние ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме: ко­рень + суф­фикс + суф­фикс. За­пи­ши­те это слово.

6.  
i

В каких рядах все при­ча­стия об­ра­зо­ва­ны от од­но­го гла­го­ла?

1) управ­ля­е­мый, управ­ля­ю­щий, управ­ляв­ший
2) вы­би­ра­ю­щий, вы­би­рав­ший, вы­би­ра­е­мый
3) пре­вращённый, пре­вра­ща­е­мый, пре­вра­щав­ший
4) со­гре­тый, со­гре­ва­ю­щий, со­гре­ва­е­мый
5) рас­слаб­ля­е­мый, рас­слаб­ля­ю­щий, рас­слаб­лен­ный
7.  
i

Ука­жи­те слова, об­ра­зо­ван­ные одним и тем же спо­со­бом:

1) око­ло­зем­ный
2) пред­пле­чье
3) сверх­за­да­ча
4) из­ле­че­ние
5) на­ут­ро
8.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ноч..вка
2) бесш..вный
3) рубаш..нка
4) с ключ..м
5) копч..ный
9.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ч..пор­ность
2) туш..нка
3) во­рот­нич..к
4) под плащ..м
5) ш..лко­вый
10.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) возр..стные из­ме­не­ния;
2) раскр..шить хлеб;
3) ваза из ф..рфора;
4) вым..кнутъ под дождём;
5) про­исх..жде­ние.
11.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) нар..дить­ся на бал, выт..нуть­ся
2) хл..пот­ли­вый отец, ме­сто­пол..жение
3) похв..ла, к..снуть­ся рукой
4) к..митет, разр..стись по­все­мест­но
5) уб..рать квар­ти­ру, с..мфо­ния
12.  
i

Пи­шет­ся Е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) прим..рять пла­тье, уед..нять­ся
2) пр..зи­рать за тру­сость, зас..дание
3) посв..щение, пр..сло­нить­ся к стене
4) пр..ин­те­рес­ный слу­чай, ков..ркать
5) отм..ра­ю­щий обы­чай, ижд..вение
13.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) в..щевой рынок, пр..иму­ще­ство
2) сн..гирь, пр..глу­шитъ звук
3) пр..ма­дон­на, лейт..нант
4) уц..леть, соб..ра­тель­ни­ца;
5) б..то­но­ме­шал­ка, зап..реть дверь.
14.  
i

Пи­шет­ся НЕ раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)креп­кий, но аро­мат­ный чай; (не)проснув­ший­ся город
2) (не)хи­ми­че­ская фор­му­ла; место (не)за­ня­то
3) ещё (не)вы­мы­тое окно; от­нюдь (не)ин­тел­ли­гент­ные люди
4) (не)за­ду­мы­ва­ясь о по­след­стви­ях; край­не (не)надёжный че­ло­век
5) (не)по­лез­ный, а вред­ный про­дукт; (не)надо злить­ся
15.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)учти­во, а грубо от­ве­тить; край­не (не)же­ла­тель­ные траты;
2) (не)по­здо­ро­вав­шись с нами; за­да­ние до сих нор (не)вы­пол­не­но;
3) (не)спор­тив­ный зал; (не)тер­пя­щий воз­ра­же­ний;
4) (не)тот­час ото­звал­ся; ни­ко­му (не)из­вест­ный певец;
5) об­на­ру­жи­лись (не)по­лад­ки; (не)боль­шая, но со­дер­жа­тель­ная речь.
16.  
i

Пи­шет­ся НЕ раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) край­не (не)бла­го­при­ят­ная об­ста­нов­ка; (не)за­ме­тив го­стей
2) (не)лисьи следы; вагон (не)за­пол­нен пас­са­жи­ра­ми
3) (не)слу­чай­но, а на­роч­но сде­лать; ис­кать (не)там
4) (не)ста­рый, но потёртый пи­джак; сразу (не)взлю­бить
5) ни­ко­му (не)по­кор­ный бун­тарь; (не)бо­я­щий­ся труд­но­стей
17.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

Сколь­ко бы 1)н.. при­ш­лось мне жить на белом свете, 2)н..когда 3)н.. пе­ре­ста­ну удив­лять­ся Рос­сии, про­сто 4)н.. смогу 5)н.. удив­лять­ся: по­су­ди­те сами, по­и­сти­не ве­ли­ка и мно­го­гран­на Рос­сия и во мно­гих от­но­ше­ни­ях не­по­вто­ри­ма, уни­каль­на.

5)  
18.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

 

Ма­лы­ши 1)н.. разу 2)н.. были в боль­шом го­ро­де ве­че­ром. Куда 3)н.. по­смот­ришь, везде ве­ли­ко­леп­ная ил­лю­ми­на­ция. Им 4)н.. могла 5)н.. за­пом­нить­ся эта по­езд­ка.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
19.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Куда 1)н.. глянь, всюду вид­не­лась толь­ко плот­ная стена зе­ле­ни, через ко­то­рую 2)н.. про­ни­кал 3)н.. один сол­неч­ный луч. И хотя пут­ни­ки весь день 4)н..чего 5)н.. ели, они шли без оста­но­вок: им очень хо­те­лось выйти из этих де­брей.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
20.  
i

Пи­шет­ся ы на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) нац..я
2) эти гор­дец..
3) ц..стер­на
4) под..то­жить
5) меж..гро­вой
21.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) от..скать, лисиц..н
2) сверх..нте­рес­ный, ц..фро­вой
3) трёх..ярус­ный, с..эко­но­мить
4) п..еде­стал, под..езд
5) эта рос­кош.., обжеч..ся
22.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) со­ло­ме..ая шляп­ка, бессо..ица
2) ко­ман­ди­ро­ва..ый, ле­бе­ди..ый
3) ис­то­рия стара и за­пу­та..а, време..о за­крыть
4) ма­ло­но­ше..ый, кипячё..ое мо­ло­ко
5) на­пи­са..ый, коше..ый утром луг
23.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) давно не белё..ые стены, го­во­рить сдер­жа..о
2) раз­бро­са..ый, мощё..ая до­ро­га
3) то­по­ли..ый пух, от­ве­ты тща­тель­но про­ду­ма..ы
4) про­слав­ле..ый, преда..ость
5) ра­фи­ни­ро­ва..ый, вос­тор­же..ый смех.
24.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) обе(з/зз)ву­чен­ный
2) и(с/сс)пу­ган­ный
3) peглa(м/мм)ент
4) pe(c/cc)ypc
5) мa(c/cc)овый
25.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) бе(с/сс)тра­шие
2) обе(с/сс)це­ни­ва­ние
3) режи(с/сс)ёрский
4) гру(п/пп)иров­ка
5) о(п/пп)ти­мист
26.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) ред­кая рев­нив..ца, в своём стрем­ле­ни..
2) лю­би­мый пер­вен..ц, о страш­ном злоде..
3) быть на гран., про­ва­ла, за­стенч..вый
4) неж­ный ле­пе­сточ..к, летящ..й по­ход­кой
5) про­цеж..вать мо­ло­ко, не­ряшл..вый вид
27.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых на месте про­пус­ка пи­шет­ся одна и та же буква:

1) наде..щийся
2) вы­зубр..вший
3) вы­здо­ров..ли
4) вид..мый
5) разве..нный
28.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в при­ме­рах:

1) ты услыш..шь
2) если вы под­пиш..те
3) при­сва..вать
4) про­ек­ти­ру..мый
5) обид..вший­ся
29.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (брон­зо­во)ко­рич­не­вый
2) (слад­ко)го­ло­сый
3) (пол)Индии
4) (ново)гре­че­ский язык
5) (по)ле­гонь­ку
30.  
i

Слит­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Сли­ва­ют­ся оба го­ло­са и уно­сят­ся (в)высь без­об­лач­ную к осле­пи­тель­но свер­ка­ю­ще­му солн­цу.
2) Я шёл (в)след за моей ма­туш­кой по цве­ту­ще­му лугу.
3) Ан­ти­ло­пы так(же), как и дру­гие оби­та­те­ли пу­сты­ни, при­спо­со­би­лись до­бы­вать воду из по­еда­е­мой рас­ти­тель­но­сти.
4) Ни­ки­та встал (с)по­за­ран­ку и от­пра­вил­ся в лес.
5) Пожар на­чал­ся (в)след­ствие не­осто­рож­но­го об­ра­ще­ния с огнём.
31.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) (В)по­след­ствии он ни­ко­гда не вспо­ми­нал о нашем ноч­ном раз­го­во­ре.
2) Коля часто по­вто­рял эту фразу, от Петра я то(же) её слы­ша­ла.
3) (Во)время дви­же­ния транс­пор­та не вы­хо­ди­те на про­ез­жую часть.
4) Смот­ри на часы, что(бы) не опоз­дать.
5) Эти звуки раз­да­ва­лись (в)про­дол­же­ние пяти минут.
32.  
i

Пи­шет­ся т на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) о..дель­ный
2) капус..ный
3) вкус..ный
4) бла­го­ро..ство
5) жиле..ка
33.  
i

В сло­во­со­че­та­ни­ях най­ди­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И. За­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 

От..грать матч; об одной по­пры­гунь..; по ка­ча­ющ..муся мосту; по­да­рить ц..мбалы; вещ..вой рынок.

34.  
i

(1) Ок­тябрь был уди­ви­тель­но хо­лод­ный, не­наст­ный. (2) Те­со­вые крыши по­чер­не­ли. (3) Спута(н/нн)ая трава в саду по­лег­ла.

(4) Над лу­га­ми та­щи­лись из-за реки, цеп­ля­лись за голые ветки ста­рых де­ре­вьев рых­лые тучи. (5) Из них на­зой­ли­во сы­пал­ся мел­кий дож­дик. (6) По просёлоч­ным до­ро­гам уже нель­зя было ни прой­ти, ни про­ехать.

(7) Ка­те­ри­не Пет­ров­не стало ещё труд­нее вста­вать по утрам и ви­деть всё то же: ком­на­ты, где за­сто­ял­ся горь­кий запах не­топ­ле­ных печей, пыль­ный «Вест­ник Ев­ро­пы», по­жел­тев­шие чашки на столе, давно не чи­щен­ный са­мо­вар и кар­ти­ны на сте­нах. (8) Может быть, в ком­на­тах было слиш­ком су­мрач­но, или, может быть, кар­ти­ны по­туск­не­ли от вре­ме­ни, но на них ни­че­го нель­зя было разо­брать. (9) Ка­те­ри­на Пет­ров­на толь­ко по па­мя­ти знала, что вот эта кар­ти­на  — порт­рет её отца, а вот эта  — ма­лень­кая, в зо­ло­той раме  — по­да­рок Крам­ско­го, эскиз к его «Не­из­вест­ной».

(10) Ка­те­ри­на Пет­ров­на до­жи­ва­ла свой век в ста­ром доме, ко­то­рый по­ст­ро..л её отец  — из­вест­ный ху­дож­ник. (11) В ста­ро­сти ху­дож­ник вер­нул­ся из Пе­тер­бур­га в своё село, жил на покое и за­ни­мал­ся садом. (12) Но пи­сать он уже не мог, по­сколь­ку дро­жа­ла рука. (13) Да и зре­ние ослаб­ло, часто бо­ле­ли глаза.

(14) Дом был, как го­во­ри­ла Ка­те­ри­на Пет­ров­на, «ме­мо­ри­аль­ный». (15) И по­это­му он на­хо­дил­ся под охра­ной об­ласт­но­го музея.

В слове, вы­де­лен­ном в 10-м пред­ло­же­нии тек­ста, про­пу­ще­на буква. За­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

35.  
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

 

Как из­вест­но, жи­вот­ные не могут раз­го­ва­ри­вать. Од­на­ко они мно­гое могут со­об­щить своим со­ро­ди­чам бла­го­да­ря опре­делённым сиг­на­лам. На­при­мер, му­ра­вей пе­ре­даёт ин­фор­ма­цию с по­мо­щью своих уси­ков  — живых ан­тенн. По их при­кос­но­ве­ни­ям му­равьи узна­ют друг друга, со­об­ща­ют о при­пят­стви­ях или до­бы­че.

36.  
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

 

Всё здесь рас­по­ла­га­ло к от­кро­вен­но­сти и за­ду­шев­но­сти. Туск­лое тихое осве­ще­ние, успо­ка­и­ва­ю­щие звуки рояля из со­сед­ней ком­на­ты, аро­мат све­же­го кофе. Она по­ка­чи­ва­лась в ка­ми­ном крес­ле и на­сла­жда­лась ча­ру­ю­щей ат­мо­сфе­рой этого го­сте­при­им­но­го дома. Ка­за­лось, будто какой-то ге­ни­аль­ный фи­ло­соф рас­крыл перед ней тайну по­ни­ма­ния че­ло­ве­че­ской жизни.

37.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ное слово яв­ля­ет­ся при­ла­га­тель­ным:

1) Её лицо было так ра­дост­но, а во взгля­де све­ти­лись лю­бовь и ласка.
2) Мы долго шли прямо и толь­ко за лесом свер­ну­ли на­ле­во.
3) Я с гру­стью смот­рел на пу­стые окна об­вет­ша­ло­го дома.
4) Каша для тебя по­лез­нее, чем гам­бур­гер.
5) Эти пя­ти­этаж­ные дома будут ре­кон­стру­и­ро­вать.
38.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии гла­го­лу?

 

Дверь в сенях с шумом от­кры­лась

1) На­чаль­ная форма - от­кры­вать­ся
2) не­со­вер­шен­но­го вида
3) в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния
4) в форме 3-го лица
5) в форме жен­ско­го рода.
39.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова яв­ля­ют­ся са­мо­сто­я­тель­ны­ми ча­стя­ми речи:

1) На бе­ре­гу, возле при­ста­ни, было много не­зна­ко­мых мне людей.
2) В ваших сло­вах какая-то доля прав­ды всё-таки есть.
3) Бе­ре­ги­те свой род­ной край, ибо лучше его нет места на земле.
4) Там, где рань­ше был сто­лич­ный ки­но­те­атр, по­стро­и­ли со­вре­мен­ный тор­го­вый центр.
5) Он не дол­жен ни­че­го от нас скры­вать.
40.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30 и В1—В5

(1) Во­круг про­из­ве­де­ния Ра­фа­э­ля «Сикс­тин­ская ма­дон­на» все­гда было много тайн. (2) Раз­ные по­ко­ле­ния, раз­ные люди на­хо­ди­ли в «Сикс­тин­ской ма­дон­не» что-то своё. (3) Од­на­ко все еди­но­душ­но ви­де­ли в кар­ти­не не толь­ко со­вер­шен­ное про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, но и выс­шую меру че­ло­ве­че­ско­го бла­го­род­ства. (4) И вот это самое зна­ме­ни­тое про­из­ве­де­ние Ра­фа­э­ля, со­здан­ное им около 1516 года, могло быть на­все­гда уте­ря­но в годы Вто­рой ми­ро­вой войны.

(5) Перед своим кра­хом гит­ле­ров­цы спря­та­ли кар­ти­ны зна­ме­ни­той Дрез­ден­ской га­ле­реи в сырых из­вест­ня­ко­вых шах­тах и го­то­вы были во­об­ще взо­рвать и уни­что­жить бес­цен­ные со­кро­ви­ща. (6) Но по при­ка­зу со­вет­ско­го ко­ман­до­ва­ния сол­да­ты Пер­во­го Укра­ин­ско­го фрон­та два ме­ся­ца вели поиск ве­ли­чай­ших ше­дев­ров га­ле­реи. (7) «Сикс­тин­ская ма­дон­на» ве­ли­ко­го Ра­фа­э­ля ока­за­лась в ящике, ко­то­рый был сде­лан из тон­ких, но проч­ных и хо­ро­шо об­ра­бо­тан­ных пла­нок. (8) На дне ящика был укреплён тол­стый кар­тон, а внут­ри ящика  — рамка, оби­тая вой­ло­ком, на ко­то­рой и по­ко­и­лась кар­ти­на. (9) Но в дни войны ящик не мог слу­жить надёжной за­щи­той. (10) В одно мгно­ве­ние он мог вспых­нуть, и...

(11) Когда ящик нашли и от­кры­ли, перед лю­дь­ми пред­ста­ло изоб­ра­же­ние жен­щи­ны див­ной, не­зем­ной кра­со­ты с бо­же­ствен­ным мла­ден­цем на руках. (12) И со­вет­ские сол­да­ты и офи­це­ры, не­сколь­ко лет ша­гав­шие тяжёлыми до­ро­га­ми войны, сняли перед ней пи­лот­ки и фу­раж­ки.

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии, вы­де­лен­ном в 3-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

41.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

Най­ди­те в 8-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью со­гла­со­ва­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

42.  
i

Опре­де­ли­те, какое из трёх пред­ло­же­ний яв­ля­ет­ся без­лич­ным. Най­ди­те в нём ска­зу­е­мое и за­пи­ши­те его (ска­зу­е­мое).

Кра­си­вее ста­но­вит­ся с каж­дым годом род­ной город.

Буду очень сме­шон в ста­рой шляпе с по­ля­ми.

Мне не­вы­но­си­мо боль­но от ваших слов!

43.  
i

Опре­де­ли­те син­так­си­че­скую функ­цию ин­фи­ни­ти­ва и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Ясным ве­сен­ним утром он вы­ехал в степь по­охо­тить­ся.

Б.   Ис­пы­ты­вать её тер­пе­ние он боль­ше не хотел .

В.   В этом го­ро­де знать три языка счи­та­ет­ся не­нуж­ной рос­ко­шью.

Г.   Отец учил меня по­ни­мать язык при­ро­ды .

1)  ска­зу­е­мое или часть ска­зу­е­мо­го

2)  под­ле­жа­щее

3)  об­сто­я­тель­ство

4)  до­пол­не­ние

5)  опре­де­ле­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

44.  
i

(1) Я про­сы­па­юсь от хо­ло­да. (2) Вы­ле­заю из-под оде­я­ла, иду во двор за по­ле­нья­ми. (3) С де­ся­ток по­ле­ньев несу в дом. (4) На­щи­пал лу­чи­ны и за­то­пил печь. (5) Запах огня был чист и резок. (6) Дым, белый как снег, пошёл в трубу, и я долго смот­рел на него.

(7) Через не­сколь­ко часов на небе по­ка­за­лось яркое сол­ныш­ко.

(8) Его лучи стали про­ни­кать через не­плот­но при­творённые став­ни, зо­ло­ти­ли из­раз­цо­вую печь и стены. (9) Какие толь­ко пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся на солн­це крас­ки здесь не иг­ра­ли!

(10) Печь уже тре­ща­ла. (11) Я взял две бадьи и пошёл за водой. (12) Вы­со­ко на­топ­тан­ная тро­пин­ка зве­не­ла под ва­лен­ка­ми фар­фо­ро­вым зво­ном. (13) Снег на солн­це был до того ярок и све­тел, что глаза не­про­из­воль­но щу­ри­лись, а в тени от домов чётко ощу­ща­лась глу­бин­ная снеж­ная си­не­ва.

(14) На­брав воды, я пошёл домой. (15) Ды­ша­лось легко, глу­бо­ко. (16) Я не слы­шал сво­е­го серд­ца. (17) Дома налил воды в са­мо­вар, на­брал в же­лез­ный совок ру­мя­ных, уже успев­ших на­го­реть углей и опу­стил их в нутро са­мо­ва­ра. (18) Са­мо­вар за­шу­мел почти тот­час же.

(19) Я рас­крыл банку сгущёнки, за­ва­рил чай и на­ре­зал хлеб. (20) Хо­ро­шо-то как!

Опре­де­ли­те тип 13-го пред­ло­же­ния тек­ста из за­да­ния В1:

1)  слож­но­со­чинённое;

2)  слож­но­под­чинённое;

3)  бес­со­юз­ное слож­ное;

4)  слож­ное с под­чи­ни­тель­ной и со­чи­ни­тель­ной свя­зью;

5)  слож­ное с под­чи­ни­тель­ной и бес­со­юз­ной свя­зью.

45.  
i

Опре­де­ли­те виды при­да­точ­ных ча­стей в слож­но­под­чинённых пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  С тех пор я все­гда что-ни­будь искал и часто на­хо­дил не­ожи­дан­ные вещи, так что про­слыл чем-то вроде до­маш­ней ищей­ки.

Б.  Кру­гом было так тихо, что по жуж­жа­нию ко­ма­ра можно было сле­дить за его полётом.

В.  Все мы знаем, что не­ле­по оби­жать­ся на дож­дик, до нитки про­мо­чив­ший нас где-ни­будь в лесу.

Г.  И вышло так, что его боль­шое воз­дей­ствие на меня ска­за­лось со­всем в дру­гом.

1.  сте­пе­ни

2.  изъ­яс­ни­тель­ная

3.  при­чи­ны

4.  след­ствия

5.  об­ра­за дей­ствия

6.  срав­ни­тель­ная

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

46.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) И сюжет, и герой, и юмор , и ко­ми­че­ские приёмы _ всё в филь­мах Чарли Ча­п­ли­на было ново и не­при­выч- но для зри­те­лей на­ча­ла два­дца­то­го века .
2) Вдох­но­ве­ние_ есть осо­бое рас­по­ло­же­ние души к при­ня­тию новых впе­чат­ле­ний и ощу­ще­ний .
3) Резка стек­ла с по­мо­щью ла­зер­но­го луча_ один из спо­со­бов точ­но­го рас­кроя ма­те­ри­а­ла.
4) Пре­об­ра­зо­вы­вать энер­гию Все­лен­ной и ис­поль­зо­вать её на благо всего жи­во­го_ ос­нов­ная функ­ция че­ло­ве­ка в кос­мо­се .
5) Мой друг_ го­сте­при­и­мен, ве­ли­ко­ду­шен и щедр.
47.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Не­по­движ­ное лицо ин­дей­ца _ слов­но вы­ре­зан­ная из де­ре­ва маска.
2) Время вы­пол­не­ния оздо­ро­ви­тель­ных про­це­дур _ один час.
3) Гор­дость _ есть внут­рен­нее убеж­де­ние че­ло­ве­ка в своей вы­со­кой цен­но­сти.
4) Ни дру­зьям, ни со­се­дям, ни даже ма­ло­зна­ко­мым людям _ ни­ко­гда не от­ка­зы­вал он в по­мо­щи.
5) Един­ствен­ный спо­соб за­щи­тить­ся от агрес­сив­ных людей _ быть без­уко­риз­нен­но веж­ли­вым с ними.
48.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Вос­по­ми­на­ние вдруг боль­но_ как рас­калённый прут_ обо­жгло её.
2) В глу­би­не его серд­ца она ви­де­ла лю­бовь_ как опыт­ный ны­ряль­щик видит жем­чу­жи­ну на дне моря.
3) Он играл Лира, Отел­ло и дру­гие шекс­пи­ров­ские роли, в ко­то­рых_ как со­дер­жа­ние_ так и очер­та­ние ха­рак­те­ров ясны, опре­делённы до рез­ко­сти.
4) Она мне была_ как сест­ра род­ная.
5) Её ве­се­лье было не чем иным_ как же­ла­ни­ем скрыть рас­те­рян­ность.
49.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Древ­не­рус­скую ли­те­ра­ту­ру можно рас­смат­ри­вать_как ли­те­ра­ту­ру одной темы и од­но­го сю­же­та.
2) Охот­ник замер на месте_ как вко­пан­ный.
3) Она бела, ру­мя­на и свежа_ как мо­ло­дой цве­ток на утрен­ней заре.
4) Зубки у неё были_ как бе­ло­снеж­ный сахар.
5) Дверь рас­пах­ну­лась, и на по­ро­ге по­ка­зал­ся не кто иной_ как бух­гал­тер Бер­ла­га.
50.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Уба­ю­кан­ная слад­ки­ми на­деж­да­ми_ она долго спала.
2) На­стро­е­ние у пер­во­класс­ни­ков было_ иг­ри­вое и ра­дост­ное.
3) Зна­ме­ни­тые зод­чие_ со­здав­шие в се­вер­ных бо­ло­тах и лесах этот не­ве­ро­ят­ный город_ во­пло­ти­ли в нём свои мечты.
4) В зал вошла Агра­фе­на_ и_ за­ме­тив не­сколь­ко сво­бод­ных мест_ села в пер­вый ряд.
5) Про­раб Да­ни­лов не поз­во­лит кому-то си­деть_ сложа руки.
51.  
i

Обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены есть в пред­ло­же­ни­ях (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Спа­си­бо мой отчий дом за всё что в серд­це ношу своём.
2) Умей про­щать но уж про­стив кого-то не думай о себе что ты умней дру­гих.
3) Ему внеш­не без­упреч­но­му отцу и мужу при­ш­лось жить обособ­лен­ной от семьи жиз­нью.
4) По­са­жен­ные в парке ели сто­я­ли сплош­ной сте­ной.
5) Экс­пе­ди­ция ка­пи­та­на Скот­та по­гиб­ла в страш­ных бу­ра­нах раз­ра­зив­ших­ся в Ан­тарк­ти­ке.
52.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Я уже не на­де­ял­ся на удачу од­на­ко мне по­вез­ло.
2) Воз­мож­но музей был ещё от­крыт.
3) И даже звуки валь­са ка­за­лось со­от­вет­ство­ва­ли тор­же­ствен­но­му на­стро­е­нию.
4) Для меня оче­вид­но что длин­ные пред­ло­же­ния де­ла­ют речь не­то­роп­ли­вой.
5) Пе­чо­ри­ны во­дят­ся ис­клю­чи­тель­но между мо­ло­ды­ми лю­дь­ми.
53.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Де­рев­ня спала кое-где прав­да из труб шёл дым.
2) От­сю­да хо­ро­шо видно зда­ние сель­ской школы.
3) Ар­ка­дий Пав­ло­вич од­на­ко ни­ко­гда не был щед­рым че­ло­ве­ком и денег в долг ни­ко­му не давал.
4) Всё-таки до­ро­га в этом месте очень узкая.
5) Долж­но быть эта тро­пин­ка вы­ве­дет нас к дому.
54.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как между ча­стя­ми скла­ды­ва­ют­ся изъ­яс­ни­тель­ные от­но­ше­ния:

1) Кон­чи­лись леса и до­ли­ны_ всё чаще стали мель­кать стрел­ки-ука­за­те­ли с на­зва­ни­я­ми го­ро­дов.
2) Ми­ха­ил вышел на се­ре­ди­ну двора, огля­нул­ся во­круг и понял_ сей­час он отопрёт ка­лит­ку, вый­дет и уже ни­ко­гда боль­ше сюда не вернётся.
3) Во­ро­бьи утеп­ля­ют гнёзда, а кошка в доме к печке жмётся_ вско­ре за­тре­щат кре­щен­ские мо­ро­зы.
4) Сей­час Ни­ко­лай занят важ­ней­шим делом_ он го­то­вит­ся к со­рев­но­ва­ни­ям.
5) Он под­нял­ся на бугор и уви­дел_ слева шла чёрная гряда сопок, по­хо­жая на хре­бет ги­гант­ско­го зверя.
55.  
i

Ука­жи­те, какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны): [  ]  — [  ].

1) Сде­ла­ешь все уроки сходи в кино
2) Смот­ришь на эти от­вра­ти­тель­ные обои в синюю по­лос­ку на­чи­на­ет кру­жить­ся го­ло­ва
3) Рас­те­ния на­зы­ва­ют лёгкими пла­не­ты они за­дер­жи­ва­ют пыль ко­поть по­гло­ща­ют уг­ле­кис­лый газ и вы­де­ля­ют кис­ло­род
4) Че­мо­дан внёс кучер Се­ли­фан ни­зень­кий че­ло­век в ту­луп­чи­ке
5) Тёмным кру­же­вом ви­се­ли над го­ло­вой рез­ные ли­стья дубов од­на­ко уже за пять шагов вме­сто дубов толь­ко тени про­сту­па­ли в ту­ма­не
56.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Всё было за­ми­ни­ро­ва­но1)_ и2)_ чтобы про­брать­ся к Саль­ко­во, оста­ва­лась толь­ко узкая по­лос­ка с двух сто­рон же­лез­ной до­ро­ги; ко­ман­дир осо­зна­вал опас­ность3)_ и слож­ность си­ту­а­ции4)_ и думал толь­ко об одном5)_ во что бы то ни стало нужно до­брать­ся до своих.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
57.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

В би­нокль я уви­дел 1) _ во­круг рас­сти­ла­лись ров­ные поля, но 2) _ если при­гля­деть­ся 3) _ то

на огром­ном сером про­стран­стве 4)_ сли­вав­шем­ся с пас­мур­ным небом 5)_ можно было раз­ли­чить че­ре­пич­ные крыши ферм, из­го­ро­ди, вер­ши­ны де­ре­вьев.

5) 5
58.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Когда Мо­дест Алек­се­е­вич ухо­дил на служ­бу, Аня иг­ра­ла на рояле_ или пла­ка­ла от скуки_ или ло­жи­лась на ку­шет­ку и чи­та­ла ро­ма­ны.
2) Я сидел в тени вяза_ и ле­ни­во со­би­рал цветы_ и травы_ и в серд­це под­ни­ма­лась какая-то род­ствен­ная лю­бовь к каж­до­му ко­лос­ку.
3) Ему нра­ви­лись стихи Блока_ и Есе­ни­на, Гумилёва_ и Ах­ма­то­вой.
4) По­ляр­ни­ков не оста­но­ви­ли_ ни холод_ ни пурга_ ни на­гро­мож­де­ние льдов.
5) Мне скоро на­ску­чи­ли и мол­ча­ли­вая зе­лень пальм_ и жёлтый песок на ал­ле­ях_ и узор­ча­тые ска­мьи.
59.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ввер­ху, под ку­по­лом цирка, поблёски­ва­ли ста­лью гим­на­сти­че­ские коль­ца_ и лест­ни­цы, тур­ни­ки_ и тра­пе­ции.
2) Ар­бу­зо­ву в ней нра­вил­ся и её весёлый ха­рак­тер_ и не­обык­но­вен­ная щед­рость_ и утончённая де­ли­кат­ность.
3) Вы­гля­ну­ло солн­це_ и вдруг вся ши­ро­кая степь сбро­си­ла с себя утрен­нюю по­лу­тень_ и за­свер­ка­ла росой.
4) Наука_ и ис­кус­ство су­ще­ству­ют для воз­вы­ше­ния че­ло­ве­ка_ и обо­га­ще­ния его зна­ни­я­ми.
5) Ни кра­со­та_ ни ис­тин­ное сча­стье_ ни ге­ро­изм не нуж­да­ют­ся в вы­со­ких сло­вах.
60.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) В ту же ми­ну­ту над соп­кой взле­те­ли сразу де­сят­ки ракет и бе­ше­ной ско­ро­го­вор­кой за­ли­лись пулемёты.
2) Отец упрек­нул меня в том, что, хотя я сту­дент, но пи­сать гра­мот­но не умею.
3) Там где ветры сли­за­ли снег, земля по ночам ло­па­ет­ся.
4) Мать с тре­во­гой пи­са­ла, что отца пе­ре­во­дят в Та­джи­ки­стан и что скоро нам всем надо будет пе­ре­ез­жать.
5) Она во­про­си­тель­но взгля­ну­ла на нас и в эту ми­ну­ту мне сде­ла­лось как-то не­лов­ко.
61.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Какие-то се­кун­ды его взгляд вы­хва­ты­вал(1)_ освещённые сиг­наль­ны­ми ра­ке­та­ми(2)_ края око­пов, но(3)_ когда ра­ке­та сни­ка­ла, в тем­но­ту по­гру­жа­лись и груды искорёжен­ной земли(4) _ и эти окопы(5)_ и сол­да­ты в них.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
62.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Куда ты дер­жишь путь, скажи на ми­лость» — спро­сил я у ре­чуш­ки лу­го­вой.
2) «Чтобы быть в хо­ро­шем на­стро­е­нии, я пе­ре­ста­ла смот­реть те­ле­ви­зор, — ска­за­ла с усмеш­кой ак­три­са и до­ба­ви­ла: — К тому же он у меня сло­ман».
3) «Встре­чай, хо­зяй­ка! — бойко крик­нул Цы­га­нов: — Встре­чай го­стей!»
4) Стен­даль верно под­ме­тил, что: «опи­рать­ся можно толь­ко на то, что ока­зы­ва­ет со­про­тив­ле­ние».
5) «Хо­ро­шо парни ра­бо­та­ют», — ска­зал ма­стер. «А как Серёжка? Не по­зо­рит ли он отца?» — по­ин­те­ре­со­вал­ся Да­ни­лов.
63.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Ни­ко­лай Алек­се­е­вич, по­дой­ди­те сюда! — об­ра­тил­ся Илью­шин к мо­ло­до­му че­ло­ве­ку и по­яс­нил го­стям: — Это наш ху­дож­ник».
2) «Где ж ты те­перь найдёшь это место?» — вздох­нул Сте­пан. — «Кто тебе его по­ка­жет?»
3) Пи­са­тель Л. Лео­нов счи­та­ет, что: «Вся­кая ра­дость стоит сво­е­го труда».
4) «Уже при­ду­ма­ли на­зва­ние для жур­на­ла», — со­об­щил ре­дак­тор.
5) — Толь­ко и зна­ешь, что по­зо­рить меня перед лю­дь­ми! — с от­ча­я­ни­ем про­из­нес­ла мать.
64.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) Зима вошла в степи. (2) К этому вре­ме­ни вол­ча­та у Ак­ба­ры за­мет­но под­рос­ли и пре­вра­ти­лись в уг­ло­ва­тых пе­ре­рост­ков  — каж­дый со своим но­ро­вом. (3) По­нят­но, вол­чи­ца не могла дать им имена, зато по за­па­ху, что людям не дано, и по дру­гим при­ме­там она легко могла раз­ли­чать своих детёнышей.

(4) Пер­вый снег, вы­пав­ший не­за­мет­но за ночь, ран­ним утром был празд­ни­ком для всех. (5) Вна­ча­ле вол­ча­та- пе­ре­рост­ки оро­бе­ли от вида и за­па­ха не­зна­ко­мо­го ве­ще­ства, а потом стали ба­рах­тать­ся в снегу и фыр­кать от удо­воль­ствия.

(6) В степи было уже свет­ло и про­зрач­но, как днём. (7) Покой и ти­ши­на раз­ли­лись всюду, и ост­рый голод по-зим­не­му дал о себе знать. (8) На­сту­пи­ла пора до­бы­вать про­корм. (9) Вол­ча­та си­де­ли в не­тер­пе­ли­вом на­пря­же­нии, ещё не ведая, какие тя­го­ты несёт охота, и пре­дан­но смот­ре­ли в синие глаза вол­чи­цы. (10) Ак­ба­ра вста­ла с места и дви­ну­лась трус­цой. (11) И все по­сле­до­ва­ли за ней.

(12) Всё скла­ды­ва­лось так, как гре­зи­лось вол­чи­це, когда вол­ча­та были ещё малы. (13) Ак­ба­ра и Таш­чай­нар, отец се­мей­ства, вели своих пер­во­рождённых на ис­пы­та­ние, на первую для них ве­ли­кую охоту на сай­га­ков. (14) Волки шли то шагом, то трус­цой, пе­ча­тая на не­тро­ну­том снегу цветы зве­ри­ных сле­дов. (15) И смо­гут ли они вы­жить в этом мире, те­перь за­ви­се­ло от них самих и от удачи..

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже утвер­жде­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста:

1) Ак­ба­ра раз­ли­ча­ла своих детёнышей по име­нам.
2) Вол­ча­та оро­бе­ли от вида и за­па­ха пер­во­го снега.
3) Ост­рый голод за­ста­вил вол­чье се­мей­ство от­пра­вить­ся на охоту.
4) Таш­чай­нар и Ак­ба­ра уже не в пер­вый раз вели своих вол­чат на охоту.
5) Охота ока­за­лась очень удач­ной для вол­чат.
65.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Му­зы­ка (от гре­че­ско­го «musike»  — ис­кус­ство муз)  — вид ис­кус­ства, в ко­то­ром ху­до­же­ствен­ные об­ра­зы фор­ми­ру­ют­ся с по­мо­щью зву­ков и ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет­ся особо ак­тив­ным и не­по­сред­ствен­ным воз­дей­стви­ем на внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка.

(2) Звук как ос­но­ва му­зы­каль­ной об­раз­но­сти и вы­ра­зи­тель­но­сти лишён смыс­ло­вой кон­крет­но­сти слова, не вос­про­из­во­дит фик­си­ро­ван­ных, ви­ди­мых кар­тин мира зву­ча­щим ис­кус­ством му­зы­ку де­ла­ет ин­то­на­ция. (3) К сред­ствам вы­ра­зи­тель­но­сти в му­зы­ке от­но­сят­ся также сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты му­зы­каль­ной формы: ме­ло­дия, фак­ту­ра, по­ли­фо­ния, гар­мо­ния, ритм, ком­по­зи­ция и дру­гие.

(4) Му­зы­ка об­ла­да­ет ярко вы­ра­жен­ны­ми на­ци­о­наль­ны­ми чер­та­ми, про­яв­ля­ю­щи­ми­ся в её ин­то­на­ци­он­ном, ме­ло­ди­че­ском, рит­ми­че­ском строе. (5) Осо­бен­но ха­рак­тер­но это для на­род­но­го му­зы­каль­но­го твор­че­ства, пред­став­лен­но­го в куль­ту­ре каж­дой нации.

(6) В за­ви­си­мо­сти от средств, с по­мо­щью ко­то­рых вос­про­из­во­дит­ся му­зы­ка, раз­ли­ча­ют во­каль­ную, ин­стру­мен­таль­ную, во­каль­но-ин­стру­мен­таль­ную му­зы­ку. (7) Раз­ли­ча­ют также виды му­зы­ки (сим­фо­ни­че­ская, опер­ная, ка­мер­ная и др.) и жанры (песня, танец, со­на­та, сюита, этюд, сим­фо­ния, опера).

(8) Спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти му­зы­ки, её спо­соб­ность вы­ра­жать тон­чай­шие от­тен­ки чувств и пси­хи­че­ских со­сто­я­ний, а также воз­дей­ство­вать на глу­бин­ный мир че­ло­ве­ка де­ла­ют по­нят­ной ту роль, ко­то­рая от­во­ди­лась ей как сред­ству вос­пи­та­ния на про­тя­же­нии всей ис­то­рии раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства. (9) Зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на че­ло­ве­ка ока­зы­ва­ет клас­си­че­ская му­зы­ка, об­ла­да­ю­щая свой­ством по-сво­е­му

со­вер­шен­ство­вать и воз­вы­шать душу.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
2) на­уч­ный стиль речи
3) тип речи - по­вест­во­ва­ние
4) тип речи - опи­са­ние
5) за­да­ча речи - оха­рак­те­ри­зо­вать му­зы­ку как вид ис­кус­ства.
66.  
i

Опре­де­ли­те лек­си­че­ское зна­че­ние слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  ги­пер­бо­ли­зи­ро­вать — пре­уве­ли­чи­вать

Б.  аб­стракт­ный — кон­крет­ный

B.  го­ря­чий (чай) — го­ря­чий (ха­рак­тер)

Г.  пол (муж­ской) — пол (де­ре­вян­ный)

1.  ан­то­ни­мы

2.  си­но­ни­мы

3.  омо­ни­мы

4.  мно­го­знач­ное слово

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

67.  
i

Опре­де­ли­те лек­си­че­ское зна­че­ние слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  скольз­кая (до­ро­га) — скольз­кая (мысль)

Б.  аб­стракт­ное (по­ня­тие) — от­влечённое (по­ня­тие)

B.  за­жи­гать (свечу) — ту­шить (свечу)

Г.  клуб (пу­те­ше­ствен­ни­ков) — клуб (пыли)

1.  ан­то­ни­мы

2.  си­но­ни­мы

3.  омо­ни­мы

4.  мно­го­знач­ное слово

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

68.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30—А32 и В1—В5

(1) Сколь­ко раз я за­ча­ро­ван­но стоял перед глав­ным укра­ше­ни­ем зна­ме­ни­то­го Тро­иц­ко­го со­бо­ра  — ико­ной про­слав­лен­но­го жи­во­пис­ца Ан­дрея Рублёва! (2) В иконе во­пло­ще­ны луч­шие свой­ства его та­лан­та: оду­хо­творённость, нрав­ствен­ное бла­го­род­ство и про­сто­та. (3) А ещё не­обык­но­вен­ная игра кра­сок... (4) Ху­дож­ник все­гда стре­мил­ся со­зда­вать иконы, ко­то­рые, ка­за­лось, из­лу­ча­ли свет.

(5) На зна­чи­тель­ной по раз­ме­рам доске Ан­дрей Рублёв изоб­ра­зил вет­хо­за­вет­ную Тро­и­цу  — яв­ле­ние Ав­ра­аму Бога в виде трёх ан­ге­лов. (6) За каж­дым из трёх ан­ге­лов изоб­ра­же­на его эм­бле­ма. (7) За одним  — древо, ко­то­рое по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию озна­ча­ет «древо жизни». (8) За вто­рым  — воз­вы­ша­ют­ся лёгкие, строй­ные па­ла­ты, яв­ля­ю­щи­е­ся ху­до­же­ствен­ным об­ра­зом ра­дост­но­го и вдох­но­вен­но­го по­зна­ния. (9) За тре­тьим ан­ге­лом на­хо­дит­ся гора  — древ­ний сим­вол всего воз­вы­шен­но­го.

(10) Уже при пер­вом взгля­де на икону зри­тель ока­зы­ва­ет­ся в плену гра­ци­оз­ных, пе­ву­чих линий её ри­сун­ка и неж­ней­шей кра­со­ты со­че­та­ю­щих­ся цве­тов. (11) Ху­дож­ник и ис­кус­ство­вед И. Гра­барь писал, что «Тро­и­ца» свер­ка­ет «выс­шим, не­зем­ным све­том». (12) Свет этот сияет в белых и го­лу­бо­ва­тых про­бе­лах, он на­по­ми­на­ет од­но­вре­мен­но и го­лу­биз­ну неба, и за­цве­та­ю­щий лён, и пер­вые ва­силь­ки в зе­ле­не­ю­щей ещё ржи.

(13) Ещё долго учёные будут изу­чать ис­то­рию со­зда­ния зна­ме­ни­той иконы. (14) А три за­дум­чи­вых и груст­ных ан­ге­ла в мер­ца­ю­щем свете лам­пад из века в век будут вести свою без­молв­ную и та­ин­ствен­ную бе­се­ду над мо­ги­лой «ве­ли­ко­го стар­ца»...

Ука­жи­те лек­си­че­ские при­зна­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 6-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'услов­ное изоб­ра­же­ние ка­ко­го-ни­будь по­ня­тия'
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'опи­са­ние ха­рак­тер­ных, от­ли­чи­тель­ных ка­честв, черт кого-ни­будь'
3) си­но­ним — 'струк­ту­ра'
4) си­но­ним — 'сим­вол'
5) ан­то­ним — 'знак'
69.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Есть на карте Рос­сии, не­да­ле­ко от Ниж­не­го Нов­го­ро­да, село Хох­ло­ма, из­вест­ное те­перь всему миру сво­и­ми не­по­вто­ри­мы­ми из­де­ли­я­ми.

(2) Хох­лом­ской про­мы­сел на­счи­ты­ва­ет более трёх сто­ле­тий. (3) По одной из ле­генд, принёс на Ни­же­го­род­скую землю ис­кус­ство зо­ло­той рос­пи­си ста­ро­об­ря­дец-ико­но­пи­сец. (4) Се­ли­лись во­круг избы ма­сте­ра люди, пе­ре­ни­ма­ли его ис­кус­ство. (5) Быст­ро раз­ле­те­лась слава об умель­це, дошла и до цар­ско­го двор­ца. ( 6) По­слал царь стрель­цов за ма­сте­ром, да воля тому была до­ро­же жизни. (7) Пе­ре­дал он свои сек­ре­ты людям, поджёг избу и исчез. (8) Сго­рел ли ико­но­пи­сец вме­сте с домом или ушёл даль­ше за волей, не­из­вест­но. (9) Но оста­лись его крас­ки  — цвет жар­ко­го ко­ст­ра и чернь пе­пе­ли­ща, оста­лось ма­стер­ство го­ря­че­го серд­ца, зо­ло­тых рук да сво­бод­ной души. (1О) А ог­нен­ная жар-птица стала сим­во­лом хох­лом­ской рос­пи­си.

( 11) Ко­неч­но, это ле­ген­да, но дей­стви­тель­но ухо­ди­ли в леса ста­ро­об­ряд­цы, знав­шие сек­ре­ты зо­ло­че­ния икон без зо­ло­та. (12) Де­ре­вян­ные иконы по­кры­ва­ли тон­ким слоем растёртого в по­ро­шок се­реб­ра, про­пи­ты­ва­ли оли­фой и ста­ви­ли в рус­скую печь. (13) После за­кал­ки огнём икона об­ре­та­ла новый зо­ло­ти­стый цвет. (14) А позже эти приёмы стали ис­поль­зо­вать для из­го­тов­ле­ния рас­пис­ной де­ре­вян­ной по­су­ды.

(15) Се­год­ня для на­род­но­го хох­лом­ско­го про­мыс­ла нет гра­ниц! (16) Хох­лом­ская рос­пись вышла из тра­ди­ци­он­ных рамок  —трёхцвет­ные узоры можно уви­деть на бусах, серёжках, ёлоч­ных иг­руш­ках, ри­со­валь­ных на­бо­рах, даже на ва­лен­ках и ва­реж­ках.

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 1-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'един­ствен­ный по своим ка­че­ствам, ис­клю­чи­тель­ный'
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'такой, ко­то­рый не поддаётся ни­ка­ко­му воз­дей­ствию'
3) си­но­ним - свое­об­раз­ный ·
4) си­но­ним - свое­воль­ный
5) ан­то­ним - обыч­ный
70.  
i

Рас­крой­те скоб­ки. Опре­де­ли­те, какое слово долж­но сто­ять на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A)  Почти на самом бе­ре­гу бухты стоит (...) дом.

Б)  Огром­ный (...) опыт уло­жил­ся в этих муд­рых сло­вах ста­рин­ной песни.

В)  Новый (...) квар­тал со­сто­ит из се­ми­де­ся­ти ма­ло­этаж­ных домов.

Г)  Проф­со­юз­ный ко­ми­тет ин­сти­ту­та по­мо­жет ре­шить (...) во­прос тем сту­ден­там, ко­то­рым не хва­ти­ло мест в об­ще­жи­тии.

1)  жи­лищ­ный

2)  жилой

3)  жи­тей­ский

71.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фра­зео­ло­гиз­ма­ми-си­но­ни­ма­ми:

А.  не раз­ги­бая спины

Б.  как с гуся вода

В.  спу­стя ру­ка­ва

Г.  во весь дух

1.  курам на смех

2.  через пень ко­ло­ду

3.  сломя го­ло­ву

4.  хоть бы что

5.  не по­кла­дая рук

6.  чуть свет

72.  
i

Какие фра­зео­ло­гиз­мы со­от­вет­ству­ют по зна­че­нию вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии слову?

 

Ма­стер­ские ско­ло­че­ны по­спеш­но, кое-как.

1) от­ку­да ни возь­мись
2) це­ли­ком и пол­но­стью
3) на ско­рую руку
4) проще па­ре­ной репы
5) на живую нитку
73.  
i

В каких при­ме­рах зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­ма ука­за­но пра­виль­но?

1) Брать быка за рога — "за­став­лять по­сту­пать опре­делённым об­ра­зом, при­нуж­дать"
2) брать на бук­сир — "по­мо­гать от­ста­ю­ще­му в ра­бо­те, учёбе"
3) брать себя в руки — "брать под кон­троль свои чув­ства, на­стро­е­ния"
4) брать на абор­даж — ре­ши­тель­но дей­ство­вать по от­но­ше­нию к кому-либо"
5) брать го­лы­ми ру­ка­ми — "по­то­рап­ли­вать, при­нуж­дать к не­мед­лен­но­му вы­пол­не­нию своей воли"
74.  
i

Ре­че­вые ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Щед­рая, бо­га­тая осень одела леса и рощи в зо­ло­той наряд.
2) Балет «Щел­кун­чик» про­извёл на ребёнка огром­ное впе­чат­ле­ние.
3) На мой взгляд, самая гу­ма­ни­тар­ная про­фес­сия на земле — это врач.
4) Ге­рой­ский по­сту­пок Ва­леч­ки ока­зал­ся бес­пре­це­дент­ным и не имел пре­це­ден­та в её про­шлом.
5) Знал я сво­е­го со­се­да как об­луп­лен­но­го.
75.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку редко хо­чет­ся чи­тать по­э­зию, такую далёкую от прозы жизни.
2) Аб­ри­ко­со­вые де­ре­вья этой вес­ной побил про­лив­ной град.
3) Никто не со­би­ра­ет­ся петь ди­фи­рам­бы фут­бо­ли­стам этой ко­ман­ды.
4) К уроку рус­ской ли­те­ра­ту­ры мне за­да­ли вы­учить об­ры­вок из поэмы Лер­мон­то­ва.
5) Пи­а­нист Свя­то­слав Рих­тер впер­вые де­бю­ти­ро­вал перед мос­ков­ской ауди­то­ри­ей слу­ша­те­лей в 1940 году.
76.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с ре­че­вы­ми ошиб­ка­ми:

1) Надо быст­ро что-ни­будь съесть, пока суть да дело.
2) Этому важ­но­му во­про­су уде­ля­ли очень серьёзное зна­че­ние.
3) Цейт­нот вре­ме­ни не поз­во­лил мне тща­тель­но об­ду­мать свой ответ.
4) Он стал ди­пло­ман­том по­пу­ляр­но­го му­зы­каль­но­го кон­кур­са «Мо­ло­дые та­лан­ты».
5) На­чал­ся от­бо­роч­ный этап со­рев­но­ва­ний по лёгкой ат­ле­ти­ке.
77.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Эта книга на нас ока­за­ла боль­шое впе­чат­ле­ние.
2) Я был очень рад, что смог сде­лать услу­гу этому из­вест­но­му в го­ро­де че­ло­ве­ку.
3) Боль­шая по­ло­ви­на вы­ступ­ле­ния по­свя­ще­на кри­ти­ке.
4) Глав­ную роль в этом филь­ме сыг­рал по­да­ю­щий на­деж­ды мо­ло­дой актёр.
5) Аби­ту­ри­ен­ты, успеш­но сдав­шие эк­за­ме­ны, были за­чис­ле­ны на пер­вый курс уни­вер­си­те­та.
78.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Отец был край­не рас­сер­жен вы­ход­кой сына.
2) По­се­ти­те­ли долж­ны предъ­яв­лять удо­сто­ве­ря­ю­щие лич­ность до­ку­мен­ты, ко­то­рые при­хо­дят пер­вый раз.
3) Стёкла вы­мы­то­го до блес­ка окна мною пе­ре­ли­ва­лись на сол­ныш­ке.
4) Ста­рые ки­но­ко­ме­дии не толь­ко вы­зы­ва­ют у зри­те­ля смех, но и грусть.
5) Воз­вра­ща­ясь после тре­ни­ров­ки, было уже темно.
79.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Бе­ли­ков пред­ло­жил, что ис­клю­чить бы из вто­ро­го клас­са Пет­ро­ва.
2) Я все­гда опе­ри­рую толь­ко про­ве­рен­ны­ми фак­та­ми.
3) Он все­гда вос­хи­щал­ся и удив­лял­ся моему тер­пе­нию.
4) К концу XIX века город Ба­ра­но­ви­чи пре­вра­тил­ся в круп­ный же­лез­но­до­рож­ный узел.
5) Ма­ри­на рас­ска­за­ла о слу­чив­шем­ся со свой­ствен­ным ей юмо­ром.
80.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) В обе­ден­ное меню школь­ной сто­ло­вой вклю­че­ны борщ, уха, щи, кот­ле­ты и дру­гие блюда.
2) Во время войны народ на­де­ял­ся и верил в по­бе­ду.
3) По­смот­рев на про­бле­му с дру­гой сто­ро­ны, в го­ло­ву при­шло удач­ное ре­ше­ние.
4) Пас­са­жи­ры, за­ни­май­те места в ав­то­бу­се со­глас­но куп­лен­ных би­ле­тов.
5) Меня спро­си­ли, что ра­бо­тал ли я рань­ше в этой сфере.
81.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Рек­тор Ака­де­мии на­род­но­го хо­зяй­ства при пра­ви­тель­стве Рос­сии предо­стерёг нас от таких эко­но­ми­че­ских ре­ше­ний.
2) Ар­ка­дий Пав­ло­вич спро­сил, что скоро ли по­да­дут чай.
3) Хо­те­лось бы, чтобы наши учи­те­ля пе­ре­ни­ма­ли на­коп­лен­ный опыт сво­и­ми пред­ше­ствен­ни­ка­ми, а не толь­ко ис­поль­зо­ва­ли все­воз­мож­ные ин­но­ва­ции.
4) По­се­тив вы­став­ку, мне за­пом­ни­лись два ак­ва­рель­ных пей­за­жа.
5) Наш учи­тель труда со­здал и ру­ко­во­дит круж­ком «Уме­лые руки».
82.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­но на­ру­ше­ние мор­фо­ло­ги­че­ской нормы.

Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его, ис­пра­вив, в нуж­ной форме в об­ласть от­ве­тов.

 

До 1917 года в Бе­ла­ру­си было сто ше­сть­де­сят ре­мес­лен­ных пред­при­я­тий, на ко­то­рых ра­бо­та­ло менее пя­ти­ста че­ло­век.

83.  
i

Слово, ука­зан­ное в скоб­ках, за­пи­ши­те в тво­ри­тель­ном па­де­же, в един­ствен­ном числе.

 

Он не­ча­ян­но в тем­но­те на­сту­пил на мой палец с (мо­золь) и то­роп­ли­во из­ви­нил­ся.

84.  
i

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) У меня есть не­сколь­ко брас­ле­тов.
2) В этом ме­ди­цин­ском цен­тре ра­бо­та­ют очень вни­ма­тель­ные док­то­ра.
3) У его были сталь­ные нервы.
4) Те­перь этот ав­то­бус ходит по дру­гой до­ро­ге, не ехай на нём.
5) Вме­сте с обо­и­ми до­черь­ми он про­си­дел в аэро­пор­ту два дня.
85.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) В на­ча­ле ме­ся­ца всем ра­бот­ни­кам вы­да­ли новые (про­пус­ки, про­пус­ка).
2) Новый рас­сказ (более удач­нее, удач­нее), чем преды­ду­щий.
3) К (двум­стам, двух­стам) грам­мам рас­тво­ра до­бавь­те ещё пять­де­сят.
4) Мама при­го­то­ви­ла це­леб­ный отвар, бла­го­да­ря (нему, ему) я не за­бо­лел.
5) Де­душ­ка (дрем­лет, дре­мет) в крес­ле.